МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
«ГИМНАЗИЯ № 5 »
663305Норильск, Красноярский край, ул. Богдана Хмельницкого, д. 12, ул. Ветеранов, д. 17
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ “ГИМНАЗИЯ №5»
О.И. Зубкова,
директор МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска, Красноярского края
Т.И. Вакулина,
Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска, Красноярского края
Е.В.Величко, Гасько А.П.
педагоги-психологи МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска, Красноярского края
mail:vakulina75@mail.ru
Ключевые слова:
профориентационный консалтинг (reorientation consulting),
профориентация (reorientation),
образовательный маршрут школьника (educational route)
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении [2, С.3].
Реализация стратегии государственной образовательной политики в РФ требует системного и инновационного подхода к вопросам повышения образовательно-профориентационной компетентности школьников. В современных условиях особую актуальность приобретают направления, связанные с эффективным профессиональным самоопределением школьников в условиях развивающихся общеобразовательных учреждений.
МБОУ «Гимназия №5» города Норильска имеет большой и позитивный опыт деятельности в области профориентации и профессионального самоопределения обучающихся. С 2017 года МБОУ «Гимназия №5» является региональным представительством ООО «Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» г. Москвы. Одним из приоритетных направлений деятельности регионального представительства является осуществление профориентационного консалтинга, как комплекса мероприятий, проектов и услуг для учащихся и их родителей, направленных на самопознание, самоопределение и развитие способностей школьников, а также выбор учебного заведения, определение ресурсов, разработку индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий для выбора будущей профессии в рамках предпрофильной, технологической подготовки гимназистов.
Содержание профориентационной работы, проводимой на базе МБОУ «Гимназия №5 » скоординировано в соответствии с различными возрастными группами, образовательными запросами учащихся, родителей и состоит из следующих модулей:
Направление модуля
|
Содержание деятельности
|
ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
|
Компьютерное тестирование по тестовым диагностическим комплексам «Профориентатор», «Профнавигатор», «Профмастер».
|
Тестирование проводится на основе психологических компьютеризированных методик «Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» и благодаря этому сотрудничеству, мы ежегодно диагностируем школьников 5-11 классов с последующей обработкой полученных данных.
Педагогические работники «Гимназии № 5» прошли все необходимое обучение в Центре тестирования и развития при МГУ по данному направлению и имеют соответствующие сертификаты.
Компьютерный комплекс «Профориентатор» предназначен для проведения диагностической профориентационной работы с целью определения профессиональной направленности, формирования профильных классов, выбора средних специальных и/или высших учебных заведений, факультетов (специальностей) вуза.
Каждый ученик по итогам тестирования получает индивидуального распечатку, в которую входят рекомендации по наиболее близким испытуемому профильным классам и по наиболее подходящим профессиям (список профессий).
По профильным классам программа строит круговую диаграмму с девятью лучами, каждый из которых показывает, насколько испытуемому подходит тот или иной профиль обучения. При анализе рассматриваются такие профили обучения как, информационно-технологический, инженерный, физико-математический, естественно-научный, естественно-технологический творческий, лингвистический, общественно-гуманитарный, финансово-экономический. Компьютерное тестирование и консультация помогают учащимся определить профессиональные склонности, исходя из интересов и способностей, выбрать будущую профессию и круг подходящих учебных заведений для получения соответствующего высшего либо средне-специального образования.
|
|
Тестовый комплекс «Профнавигатор» позволяет выявить потенциал и ведущую направленность учащегося в профессиональной сфере, выбрать варианты дополнительного развития/подготовки (кружки/секции), определить подходящий профиль обучения в средней школе, рекомендовать программы подготовки к старшей школе, выделить наиболее приоритетные направления получения профессионального образования (к примеру, творческое направление, гуманитарное или техническое).
Тестовый комплекс «Профмастер» направлен на профориентационное информирование школьников, выбирающих профессию и профиль обучения в учебных заведениях среднего профессионального и начального профессионального обучения.
|
Профориентационное тестирование на основе блока психологических тестов «Профориентационной системы «ПРОФИ I», «ПРОФИ II», «ПРОФИ III» и «ПрофильКЛАСС».
|
Данный блок психологических тестов комплексной оценки мотивационной и личностной сферы учащихся 7-11 классов позволяет использовать данные в решении задач по ориентированию учащегося при выборе специализации в старших классах, помощь в принятии решения о дальнейшем обучении в высшем или среднем специальном учреждении. Выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности, составление рекомендаций по развитию и тренировке необходимых для выбранной сферы деятельности навыков. Данный блок тестов разработан научно-производственной фирмой «Амалтея» города Санкт-Петербурга, а сотрудники МБОУ «Гимназия №5» являются правообладателями данного блока психологических тестов.
|
Постдиагностическое консультирование учащихся и их родителей.
|
Педагоги-психологи работу данного модуля строят на интерпретации полученных данных, а также через проведение собеседования по результатам тестирования с учащимися и их родителями. Школьники и их родители получают информацию в части построения индивидуального образовательно-профессионального маршрута, рекомендации по развитию и подборе тренинговых программ для дальнейшего самосовершенствования.
Также по результатам тестирования выдаются рекомендации для прохождения психофизиологического тренинга коррекции психоэмоционального состояния учащегося с использованием метода БОС (биологической обратной связи). С января 2018 года общеобразовательное учреждение имеет возможность эффективно и целенаправленно работать и с данной программой.
|
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Учебные модули практико-ориентированных профессиональных проб через уроки образовательной области «Технология».
|
Комплекс профессиональных проб (Метод «Фукуяма-тест») - позволяет школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы получить реальную и значимую информацию о задачах и условиях труда, особенностях работы и профессиональных обязанностях.
Профессиональные пробы выступают как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Они ориентированы на изменение условий, обеспечивающих процесс самоопределения школьника, и позволяют учащимся получить самостоятельный опыт в той профессиональной деятельности, которую им предлагают педагоги, а затем определить, соответствует ли характер данной деятельности их интересам и способностям.
Такие учебные модули профессиональных пробы как «Азбука бухгалтера», «Я умею покупать и умею продавать», «Магия кулинарии», «Мастерская дизайнера», «Юный техник»- очень любят гимназисты 5-8 классов.
Проект «Ярмарка труда» - это комплекс профессиональных проб, который позволяет ученикам 7-8 классов получить практический опыт профессиональной деятельности в рамках технологического, инженерного, гуманитарного, лингвистического и финансово-экономического профиля.
|
Образовательно-профориентационный лекторий
|
Работа образовательного лектория включает в себя не только изучение профессиограмм, но и «Большое родительское собрание» по вопросам профориентации, организацию встреч с представителями различных профессий, проведение дискуссионных площадок по вопросам выбора профессии или профессионального направления; деловые игры, тренинговые программы, способствующие личностному росту учащихся, развитию способностей и навыков, необходимых как для учебы так и для будущей карьеры, а также круглые столы со специалистами различных профессий, представителями ВУЗов, СПО, НПО.
|
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Профориентационные проекты
|
Профориентационный проект «Дни карьеры в гимназии» способствует актуализации процесса профессионального самоопределения старшеклассников, проектированию индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов школьников и планированию будущей карьеры. Он проходит ежегодно весной в рамках дней открытых дверей образовательного учреждения.
Более 150 учащихся 9-х классов становятся активными участниками различных лабораторных практикумов и мастер-классов по азам бухгалтерии, финансам и аудиту, технологии приготовлении различных блюд и десертов, маркетингу и менеджменту, декоративно-прикладному искусству.
Проект «Наука в профессии», проводимый в рамках ежегодного городского Единого профориентационного дня проводится с целью расширения образовательных и профориентационных компетенций школьников через вовлечение их в активную познавательную и практическую деятельность, способствует повышению интереса к общеобразовательным предметам через специальные научные и профессиональные знания.
|
Таким образом, деятельность МБОУ «Гимназии №5» направлена на обеспечение качества, доступности и мобильности профориентационного информирования учащихся при эффективном использовании ресурсов общеобразовательного учреждения. Проведение качественно новых форм профориентационной работы, работы по предпрофильной, технологической подготовке школьников, осуществления комплексного профориентационного консалтинга позволяет обеспечить выполнение задач системного сопровождения профессионального развития и ориентации учащихся, внедрения компетентностного подхода в систему обучения, а также расширению профориентационных компетентностей обучающихся.
Список литературы
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения \ Е.А.Климов.- Ростов-наДону: Феникс, 1996г. -509с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения \ Н.С. Пряжников.- Москва-Воронеж: МПСИ, 2003г.- 392с.
- Интернет- ресурс http://teletesting.ru
|